Saturday 11 May 2019

Fiji — Day 7 — Dancing | Kawa | Snorkelling

Последний полноценный день на острове. Гуляем, пьём до утра. Добавляем последние, но жирные штрихи к острову, кораллам, деревне.

 

 

 

 

 

В деревне

Чтоб не начинать с еды, начну с мыши. Хоть из еды у нас и был лишь недоеденный ананас, но не по островным меркам упитанная мышь повадилась проверять и его по ночам. А заодно и кожаный чехол моего телефона. К счастью, из-за постоянного шума океана мышь нас разбудить не могла.

И всё-таки об еде. Завтрак был очень прост. Овсяная каша на воде. Удивило меня то, что Алиса съела полную тарелку за обе щёки и попросила добавки. Как ценитель овсяной каши, я больше делал вид, что ел. Налегал на папайю и булочки-скоунсы. Обед из риса и чесночных макарон с тунцом то же не запомнился. А ужин впервые не понравился. Возможно, макароны с измельчёнными крабами и их панцирями и салат из водорослей были слишком экзотичны для меня. Но интересным было то, что уже уходя из дома, я заметил детей, налетевших на остатки нашей еды. Женщина попыталась остановить их взглядом, но получилось плохо. Мне могло всё это и показаться. Я не стал заострять внимание и ставить всех в неловкое положение.

 

Хорошо поговорили за чаем с нашими благодетелями Мелой и Лелой. Некоторые туристы возвращаются. Одно женщина так сдружилась с Мелой, что приезжала уже 3 раза. Уже не как турист, а как друг, останавливалась просто у них в доме. Сама Мела — полушотландка. Занесло её отца в такие дали. Жила на большом острове, но 40 лет назад приехала в эту деревню, когда тут было всего 5 домов. Прогресс с 5 до 20+ не так уж и плох за 40 лет. Всегда в тур бизнесе. Что и логично. Жизненный кругозор явно шире, чем у коренных местных. Легче найти общий язык с туристами.

Интересно сравнили  прошлое и будущее. С сказал, что когда они приезжают хотя бы на большую землю, не говоря уже о других странах, — то перемешаются в будущее. На что мне возразили, что это не они, а мы переносимся в прошлое, приезжая к ним. За такие задушевные разговоры и, конечно, за булочки к чаю, я подарил девушке фонарик. Хороший, многорежимный, даже жалко было, но нужно же помогать людям.

 

В целом, у местных было не принято есть с нами. Сидели рядом, мух отгоняли, разговаривали, но не ели. Не очень это было комфортно, конечно. Объясняли это традициями, привычками, тем, что они уже поели. Хотя можно объяснить и тем, что не хотели готовить на всех дорогую еду, или тем, что планировали ограничиться доеданием того, что мы не съели. Трудно сказать. Можно лишь сказать с уверенностью и в наше оправдание, что мы их не объедали. Наверняка? каждый дом, который кормил нас, получал часть нашей оплаты и не оставался в накладе.

 

И опять же не всё так дремуче, как может показаться из моего рассказа. На фото дети смотрят на планшете бесконечные Вайнс. Я слышал о них, но ни разу не удосужился посмотреть этот аналог ютуба. В деревне мы замечали детей с чипсами. Хотя местный магазин был уж несколько недель как пуст. 

Фото очень забавно мальчиком на переднем плане. Не очень видно, но он бессовестно белокур. Давеча я выдвигал интересную теорию отсутствия вождя в деревне. В этот раз я опять поразил Алису. Генотип в деревне устойчивый — все как один чернокожи, темноволосы. Даже мама ребёнка. Не обошлось, видимо, без белокурого туриста. Алиса была в шоке. Как же теперь эта фиджийская семья, другие пятеро детей. Когда первый шок прошёл, я предложил и другую теорию. У одной из островитянок с которой мы много общались, Лелы, дедушка шотландец. Соответственно, хоть она и черна как смоль и даже мать её не выделишь из местных — не исключено, что её ребёнок от местного островитянина будет русым.

Вообще, я как-то не очень вдавался в их родственные хитросплетения. Но сложилось впечатление, что менять место жительства — очень распространённая практика. То есть хотя традиционно у них много братьев, сестёр, детей и других родственников, не так много живёт в одной деревне. Кто перемещается в соседние деревни, кто на заработки в курорты, кто на большую землю.

 


 

Кораллы

Конечно, опять на риф. Хотелось показать Алисе закрывающиеся хищные водоросли. Да и просто не хотелось превращать детский отдых лишь в сидении в хижине за книжкой и телефоном.

Но всё пошло не так. Подросток купаться не хотел. Трубка не дышит. Ласты жмут. Маска потеет. Простые житейские хитрости типа плюнуть на маску, чтобы не потела нельзя. Куда плыть тоже не удалось решить. Потоптались недалеко от берега. Увы, утреннее купание было полностью испорчено. В очередной раз я решил, что больше с ребёнком никуда и никогда.

Хотя в то же время понимал, что, может, и я в чём-то не прав. Пытался подогнать Алису под свой уровень понимания жизни. Ведь ясно же, что в следующий раз удастся побывать на кораллах неизвестно когда. И уж почти точно не на Фиджи. А главное, в путешествии можно получать новые впечатления, можно ничего не делать — потраченные деньги не вернутся. Но у ребёнка была своя логика — купания понравились, получилось аж 5, больше, чем она планировала. Всё, отдых удался. Время отдыхать бездельем.

 

Но для кого купания закончились, а у меня планы на послеобеденное купание были большие. Правый остров был ещё не оплыт. А настроение такое, что акулы не смогли бы меня остановить. Хотя что я так и не спросил у местных, так это как у них с акулами.

Правый остров был покорён. Рыба водилась в изобилии. Почти везде было очень мелко. Это был скорее минус, так как делало ландшафт однообразным. Многие рыбы прятались в норах на дне. Причем прятались вместе совершенно разные виды. Нередко рыбы ели налёт с других рыб. Особенно питательными были одни их самых больших рыб напоминающие карпов. Очень сильно были покрыты тиной и водорослями.

 

 


 

С одной стороны не так уж много нового удалось увидеть, но было очень приятное чувство, что всё, что можно и нужно было сделать в океане, сделано. Оплыт и Левый остров, и Правый, и Медовый изучен. Просто так, дикарём, без заказа дополнительных туров на этом острове в этой деревне всё было отптичено.

Интересное, практически конспирологическое, слово отптичено. Блог для меня — это 90% – 99% русского письма. По работе всё, очевидно, по-английски, личные заметки я предпочитаю делать на английском в силу его деревянности и краткости. Но стараюсь писать грамотно. Неясные моменты гуглю. Погуглил и слово отптичено. Всего 6 результатов! Два из них ведут на тууут и тууууут! Скоро будет седьмая ссылка. Я, оказывается, ввожу новые слова в массы.

 

 

 

Остров

Что-то я всё про деревню да про подводную охоту. А ведь мы всё ещё на острове. Каждый прилив почти топит нашу хижину. Каждый отлив уносит океан на пару сотен метров.

Приливы и отливы никак не связаны с временем суток и цикл постоянно сдвигается. Но так уж совпало, что самый прилив у нас выпадал на ночь. Самый пик часов в 9, когда уже спать. Утром вода все ещё высокая. Максимальный отлив лишь к 2 часам дня. После 4 вода уверенно прибывает. Вроде приливов должно быть 2 в день. Один побольше, другой поменьше. Судя по всему, ночью, пока мы спим случается отлив, а к утру мы уже видим результаты другого прилива.

Вечерние приливы были особенно приятны. Темно. Делать нечего. Спать ещё рано. Только смотреть в отблески океана. Особенно сидя на поленце подложив  полотенце. Слушать океан. Переваривать впечатления. Конспектировать события прошедшего дня. Очень помогал в создании атмосферы направленный в воду несильный фонарик — и красиво, и видно когда вода совсем к ногам подойдёт. А она обязательно подходила.

 

Я подружился с колонией крабов. Сначала наши отношения не складывались. Я случайно наткнулся на большую груду разноцветных ракушек на отмели во время отлива, обрадовался, но быстро выяснилось, что ракушки там оказались не по воле волн, а по воле крабов. Они, оказывается, вполне себе коллективные животные. То, что выгнать крабиков из домиков задача непосильная, я уже знал, но надеялся, что хотя бы какие-то ракушки просто так лежат. Но нет, ничто не лежит просто так в океане.

 

Морских ежей встречалось мало. Что и неплохо. Не хотелось бы наступить на такого красавца.

 

 

 

 

 

Кава

Это был Апогей. Да, еда, сделанная специально для нас, стол длиной в 5 метров только для нас, персональные экскурсии — всё это было. Но вот персонального концерта с двумя десятками исполнителей… Тут возникают ассоциации с колониальной эпохой, рабством. Но что делать, сотня долларов и вечерний концерт с плясками, представлениями, возлияниями кавы в нашей вечерней программе.

И почти сорвался. То ли 2 часа купания, то ли расслабление от выполненной туристической миссии — организм меня подвёл. Слабость, сонливость, кожа горит, озноб, шатает. Стоит лечь и всё плывёт. Тут было два варианта — либо сложиться крючком и отболеть своё, либо… Вода, уголь, туалет, вода, вода. И ничего. На концерт пришёл ещё мутный, но ко времени приёма кавы уже удалось оклематься.

 

Хотя я чувствовал поначалу немного неудобно от того, что люди прыгают исключительно ради нас двоих, но всё прошло неплохо. Традиционные пляски, наполненные символизмом, потом и участие зрителей, а уж когда дошло до кавы, все предрассудки исчезли.

Я бы разделить представление на три акта. Первый — песни под аккомпанемент национальной мини гитары. Весьма неплохо на мой непритязательный вкус.

Затем — шаманские пляски изображающие охоту, рыбалку, человеческие взаимоотношения. Тут, безусловно, помог заводной старик. Без него бы так не получилось. А вот только с ним представление всё-равно удалось бы. Отжигал. По нему сразу было видно, что главный участник. И одежда правильная, и бусы самые яркие. Вот так, в 68 лет всех переплясывал. Уверен, он мог бы на большой земле зарабатывать на жизнь своим мастерством.

 

И заключительная часть — когда привлекли и нас. Тут уж фотографировать было некому, но было неплохо. Единственное, вроде как я лично видел, что люди моются, но видимо  не все и не так часто — запах пота несколько сшибал.

 

А после концерта была главная часть — возлияние кавой. Как минимум час ушёл на приготовление напитка. Сначала дробление корня здоровенным ломом в чугунном горшке. Нелёгкая работа. Мне тоже дали помахать ломом — я выдохся за пару минут. А потом полученную субстанцию заливали холодной водой, заворачивали в тряпки и отжимали. Эту часть я видел на ютубе, когда готовился к поездке. Тогда меня это неприятно поразило негигиеничностью. Но то было тогда, а это было сейчас. Пошло за милу душу. Особенно из кокосовых плошек.

Довольно безвкусная мутная жидкость. По вкусу я бы это сравнил с заваренной корой или опилками. Не то чтобы я когда-либо это заваривал, но ассоциации именно такие. Эффект есть — язык действительно немеет. Опьянение не сказал бы. Некоторая лёгкость в голове, но не больше.

На правах туристов досталось даже Алисе. Выпила три плошки, как взрослая. Для настоящего эффекта нужно было эти числа умножать в несколько раз. Но у нас на следующий день отъезд — лучше было не злоупотреблять корешками.

Кстати, если говорить об эффекте, то самым большим эффектом у меня был крепкий сон без сновидений. Первая и единственная ночь на острове без ярких снов.

No comments: