Закончилось очередное путешествие. Перевернулась ещё одна глава моих путешествий. А если брать выше и пафосней, очередная страница жизни. Время итогов.
Ибо общался я недавно с ребёнком по душам, и сошлись мы на том, что на первый взгляд, жизнь наша — это бег по кругу, одно и тоже изо дня в день. Но если посмотреть повнимательней, то это спираль. Если набирает обороты — мы развиваемся, скручивается — деградируем. А если взглянуть ещё пристальней, то есть и спайки, шипы — все наши радости и невзгоды, те небольшие по отдельности события, которые направляют спираль жизни и фактически нашей жизнью являются.
Формулой путешествия я остался очень удовлетворён. Два неполных дня на большой земле и неделя на удалённом острове во всё ещё аутентичной деревне — это правильное соотношение. В наиболее крупных годах Фиджи не просто нечего делать, а просто искать неприятности, если задерживаться. Просто на побережье будет интересно, но в океане и кораллах именно Фиджи нет ничего уникального. А вот перенестись в прошлое — это как раз для ценителей активного и информативного отдыха.
Об острове
В целом, всё было чрезвычайно дружелюбной, добро, познавательно, интересно. Всё, что составляет позитивной отдых, было перемешано в нужной пропорции.
О людях
Жизнь уже во многом приближена к понятной европейско-американскому миру. Обязательное школьное образование на английском языке, наличие мобильной связи, возможность смотреть голливудские фильмы, частые туристы — всё это формирует быт, культуру, мечты поз западный стандарт.
Жители окружали нас заботой и вниманием. Вопросов о безопасности не возникало. Но всё-таки во внутренний круг нас не пускали. На обычные праздники, можно сказать семейные в силу малой комьюнити, не звали, в церковь не приглашали. Конечно, было гуляние по полной программе под конец с плясками и кавой, но за деньги.
О безопасности
В силу малого размера деревни нет ни преступности, ни замков, ни заборов. И соответственно ни полиции, ни судов — вождь всегда рассудит.
Безопасная и спокойная обстановка во многом следствие неиспорченности людей. Почти не пьют, не курят, с наркотиками незнакомы. Культура потребления кавы — совершенно детская забава.
О религии
С одной стороны, люди набожны. Практически все христиане. На большой земле всё более разношёрстно и имеется очень значительна пропорция буддистов в силу значительной исторической миграции людей из азиатских стран, в первую очередь Индии. С другой стороны, без экстремизма. Конкуренции религий нет, экстремистских религий нет. Желательно сходить на службу по воскресеньям, но и только.
Об еде
Питание не очень привычно для нас. Много еды жирной, но печеной, не жаренной. Разнообразие невелико — трудно достать и нет холодильников. Очень много выпечки, вкусной и не очень сладкой.
О трудовых буднях
В деревне трудятся. Выращивают еду, держат животных, занимаются хозяйством, плетут традиционные коврики и делают сувениры. Разнообразие всего этого очень ограниченно в силу объективных причин — малого размера острова и большей удалённости.
В общем, деревня держится на плаву. Хотя говоря языком экономики, регион-иждивенец. Прибытка стране почти ноль. Уверен, платят налоги с проживания туристов, но всё остальное мимо кассы.
О благах
Жизнь и быт не так комфортны. Но и трудиться сутками напролет не приходится. Размеренное существование с каждым следующим днём похожим на предыдущий. С искренней радостью каждому празднику.
Медицинские услуги минимальны. Один призрачный доктор на несколько островов. Рожать едут на главный остров. Лечение зубов методом выдирания. Те, кто помоложе и поцивилизованнее чистят зубы, и зубы у них неплохие, но у старшего поколения 32 зуба на аул.
Блага цивилизации доходят. Почта есть. Минимальное электричество от солнечных батарей. Мобильные вышки. Сотовые телефоны. Интернет. Теоретически, всё можно купить на большой земле. Единственное, живя натуральным хозяйством деньги на городские ништяки не заработаешь.
О природе
Тут без комментариев. Всё ясно по фотографиям на суше, на воде, под водой. Конечно, импортированные вещи, включая многочисленные батарейки, часто заканчивают свой век в воде, но что делать. Изначально я думал каждый пост будет анонсироваться фоткой кораллов, но нет, лишь 2. То есть было что посмотреть, чему впечатлиться.
Жить?
Понятно, что хотя наша имитация деревенской островной жизни и была максимально приближена к реальности, но реальностью она быть не могла. Реальность — это если приехать без денег и вливаться в трудовые будни. А мы наоборот вливали денег в деревню больше, чем они зарабатывали все вместе взятые.
Мог бы, хотел бы я там жить? Не в смысле, какой была бы жизнь, если там родиться — это и так понятно, достаточно посмотреть как люди живут. А в смысле вот сейчас, с имеющимся багажом знаний и возможностей. Нет, может и мог бы, но не хотел бы. Ни на больших островах, ни на маленьких.
О большой земле
Большие города Фиджи — это уже привычная цивилизация. Если уж на затерянных островах заложены основы западного мира, то что уж говорить о главных больших островах.
Большая земля приближена к какому-нибудь американскому захолустью на отшибе. Тут уже привычный сервис, стандартный рынок труда, импорт, экспорт. Понятно, всё небогато, не так развито, не так чисто. Но здесь может быть даже комфортнее жить, чем в закоулках Бруклина. Единственное, из Бруклина реально переехать на Манхэттен, а из Фиджи очень трудно.
Я ни в коем случае не хочу критиковать основной Фиджи — главные два острова. Фиджи — это одна из многих стран, даже одна из большинства, которые застряли между прошлым и настоящим. Одна из стран, которые отказались от своих устоев и традиций ради мечты о светлом западном будущем. Конечно, отказались не без помощи и принуждения белых братьев по разуму. Помощи корыстной. Многие, даже большинство, на Западе верят, что их страны помогают странам третьего мира. Благотворительность, кредиты, создание инфраструктурных объектов. Гринпис и врачи без границ. Кто-то даже помогает реально. Деньгами, а то и участием в гуманитарных миссиях. Но чем образованнее люди, тем меньше у них веры в эти официальные проспекты. Очень хорошо об этом написал Джон Перкинс в своей автобиографической книге “Исповедь Экономического Убийцы”. Читать её для обычного американца так же кощунственно, как жечь библию.
No comments:
Post a Comment