Tuesday, 7 May 2019

Fiji — Day 3 — Island Walk | School

Отсутствие электричества имеет свои плюсы. В 6 вечера темнеет и есть время на всё. И поужинать, и умыться, и поговорить перед сном, и поспать. Хорошенько поспать — светает лишь после 6 утра. Мне кажется, в моей сознательной жизни это была чуть ли не первая неделя, когда я спал по 8 часов каждый день.

Кораллы — это #1 в программе. На карте выглядело просто и легко. Но вот мы, вот открытый океан — и что?.. Сухопутная разведка — прогулка по острову, школа, ракушки, разговоры с местными.

 

 

По острову 

Начали культурную программу с прогулки по острову. Местная девушка нам показала тропу, проводила немного. Идите до пляжа, а обратно либо тем же путём, либо вдоль берега. Мы убивали двух зайцев — изучили местную природу и новый пляж. Своего счастья мы ещё не понимали, так как думали, что повторим подобные прогулки не раз.

Но сначала увидели даже не природу, а местное сельское хозяйство. Главные культуры — бананы, кокосы, папайя. Их растят и на продажу. Есть небольшое количество апельсинов, лимонов. В общем-то, это всё из фруктов. Яблоки, например, просто не растут. 

 

Пока девушка нас провожала, я вспоминал фильм Аватар. Уж больно она походила на главную героиню из фильма. Не внешне, а по духу. Очень чувствовалось единение с природой. Периодически касалась деревьев, пальм, листьев, лиан — как бы удостоверяясь, что всё хорошо, всё в норме. Босиком, естественно. Далеко не все островитяне, конечно, так себя ведут и так относятся к природе. Лучшие люди в силу присутствия ещё и интеллекта, первыми уйдут в конце-концов на большую землю. А оставшиеся не смогут тянуть традиции под натиском макдональдсов. Но это жизнь. Социальная эволюция.

 


 

 

 

Интересен и необычен был пляж. С одной стороны, пляж как пляж. Песочек, вода, ракушки. Ракушек много, разных, больших.

Но самым впечатляющим был мусор. Жители деревни сжигают мусор по мере возможности, но очевидно не весь. Да и на главном острове, и на других маленьких островах много мусора уходит в океан. Все мы слышали, что в океане уже есть громадные острова из мусора.

 

 

Много выкидывает и на уже имеющиеся острова. Настоящий Робинзон Крузо за пару лет построил бы пароход и уплыл.  

Краб вообще в знак протеста умер.

 

Ни собрать, ни утилизовать мусор я не мог, но ракушки пособирал. Подобные сборы заменяют мне на чужбине сбор грибов и ягод. Как в грибной год, собирал лишь лучшие. Главное, было куда складывать. Пластиковых контейнеров в мусоре на берегу на любой вкус.

Интересные воспоминания о большой завитой. Она оказалась редкой. И единственный целый экземпляр я подобрал в первый вечер на острове, когда запнулся о неё, немного торчащую из песка, в темноте. Впрочем, был бы остров под ногами, а случайности найдутся сами. 

 

 

Вдоль берега обратно идти было непонятно как. Долго, мокро, колюче. Разве что в обуви то по воде, то по суше. Вернулись тем же путём.

Конечно, произошёл типичный конфуз. Выйти из леса на пляж было легко, а вот найти откуда вышли — сложно. Причём я уже с таким накалывался не раз и запомнил, что вышли около наваленной груды ракушек. Кто же знал, что их две навалили.

 

 

 

В деревне

Дня два-три ушло на вливание в среду. Запоминали что да как. Кого как зовут. Кто за что отвечает. Понятно, самым главным для меня был вопрос безопасности. Даже не имущества, хотя замков в деревне нет, а личной. Нужно ли всё время держать ребёнка в поле зрения. Дня через три я признал, что абсолютно безопасно. Но тут лучше перестраховаться.

В этот день был показательный случай. С нас взяли оплату. Оставшиеся три четверти. Стоимость, кстати $150 австралийских в день. Думаю, мы генерировали как минимум половину деревенского ВВП в эти дни. И примерно 100% белого ВВП. Так вот, отдали женщине тысячу фиджийских долларов и пошли вместе в центр деревни встречаться с вождём. Пока ждали, вокруг крутились несколько человек, дети какие-то. При этом маленький видавший виды рюкзачок с деньгами валялся без особого присмотра. А ведь это огромные деньги для людей живущих во многом натуральным хозяйством. Была поставлена галочка в пользу безопасности.

Вождя, кстати, так и не увидели. Уехал куда-то. Я продемонстрировал ребёнку чудеса логики. Позвали встречаться, значит ожидали, что вождь на месте. Все всех знают. А главного человека вдруг нет. Вывод? Он был, есть, но вдруг неожиданно не смог быть найденным. Почему? Пьяный, значит, в стельку валяется где-то под пальмами. На том и порешили. Неправильно порешили, но забавно.

 

С питанием было всё в порядке. Как и обещали три раз и чай. Конечно, ассортимент еды для нас был необычен, но вполне закономерен. Как и в любой удалённой деревне нет регулярного мяса. Коров тоже нет, соответственно нет молока и молочных продуктов. Весь белок — куриные яйца, рыба. Кур, понятно, едят не часто. Есть ещё кабанчики. В отличии от кур, принадлежат всей деревне. Запуганные твари. Но их тоже при нас не обижали.

 

Похоже, описание еды на острове будет появляться регулярно. И дело даже не том хороша или плоха еда, а в том, что это другой мир. Одной из главных необычностей в пищевой цепочке являлось отсутствие магазинов. Грузовой корабль с заказами приходит лишь раз в месяц. Для нас, избалованных цивилизацией людей, представить себе такую организацию питания при отсутствии холодильника… Нет это не представить.

Формально можно сказать, что есть даже два магазина. Есть пара домов, которые заказывают особо много с большой земли и перепродают потом. Но при нас эти магазины были пусты. То есть совсем пусты. В буквальном понимание слова. Ни одного товара. В следующий раз планируют заказать двойную норму. Возможно, туризм понемногу развивается, и появляется больше денег.

 

 

Интересно было узнать детали нашей деревни. Эта деревня, Навотуа, самая маленькая и удалённая от основного водного пути. 100 человек, 20 жилых домов. Всего в четырёх деревнях на острове человек 500.

Пропускная способность туристического потока — 2 хижины и одна в ремонте. Специфика хижин в том, что их нужно часто подновлять, перестилать крышу — часто лишь 2 в бизнесе.

Пока мы гостили, других туристов и не было. Я даже глянул журнал-ведомость когда платил — в пределах 100 записей в год.

Есть водопровод. Трубы, в которые загнан ручей. Не стоит представлять сразу металлические трубы под землёй. Хлипкие тонкие пластиковые трубы по земле, напор слабый, но главное, что вода есть и обычно не кончается. Вода — это, естественно, источник жизни. Не было бы пары ручьёв — не было бы и поселения. Тут приходит понимание, что совсем маленькие острова, те, что так красивы на картинках — мёртвые. Нет пресной воды, нет земли. Там невозможна жизнь, там не может быть постоянных поселений. Конечно, для туризма на такие острова, если они недалеко, завозят воду и продукты и получают большую прибыль, но это уже современная история.

Детей много. Традиции больших семей ещё на месте пока. Алису очень впечатлила одежда детей. Рваная, стиранная-перестиранная-недостиранная. Но для детей это неважно. Меня больше впечатлили их сопли. Сезон уже не лето, всё время босиком, вода рядом, играют вместе, лекарств мало. Прививаются зато хорошо, друг от друга. Детей, кстати, рожают на большой земле. После 7 месяцев беременности уезжают на большой остров.

 

Ещё пара набросков о деревне. Алисе тут же выдали сулу — местную юбку. Вернее даже не юбку, а просто прямоугольный кусок материи, и не дали, а продали за хорошие деньги. Но первый сувенир в копилку.

Чай — продукт уважаемый. Даже если это простейшие пакетики. Я уж не стал делиться, что пью нынче обычно китайский чай Золотая Обезьянка — два верхних листика с куста. Кофе — далеко не в каждом доме есть. С молоком выходят из положения используя порошковое. И в кофе, и в готовке.  Для ежедневного чаепития — лимонные листики. Но я смог их удивить, когда отказывался от чая-кофе в пользу этих листиков. Хотя что греха таить, под конец признал, что лучше всего чай с листиками. Кстати, я уже упомянул рекордный 8-ми часовой сон в течении недели, с кофе был тоже поставлен рекорд — неделя без кофе.

Дети предпочитают есть руками. Если только еда не совсем уж жирная. Интересное наблюдение, кормили нас на завтраки вкусно, выпечной. А вот дети ели какую-то похлёбку. Выглядящую не очень аппетитно и наверняка нам бы не понравилась, но приятно видеть здоровую горячую пищу у детей. Хотя это Тайма и её внуки. Она там за умную. Эти дети и по вечерам читали при лампаде. И это скорее исключение. И тут уже получается этакий сегвей — плавный переход к школе.

 

 

 

Школа

Есть такое занятие для туристов на Фиджи — посещение местной школы. Я уже знал об этом от людей там бывавших. Принято приносить дары. Карандаши, пеналы. Хотя в пригласительном письме в деревню было сказано, что много, чем мы можем помочь школе и деревне, но канцелярские принадлежности в последнюю очередь. Так что я взял несколько книжек.

Но собственно о школе. Школа удивила. Удивила позитивно. Очень позитивно. Что, казалось, можно ожидать от школы в деревне в 100 душ, где и электричества-то нет, а в домах всё настолько аскетично, что нет ни столов, ни стульев, ни шкафов?

 

Но нет, разница между австралийской и фиджийской школой не так уж и велика. Я бы их и не отличил.

И помещение, и серьёзный учитель с ноутбуком, и дети в униформах, и доски, и рисунки на стенах, и главное, сама атмосфера — всё схоже. Алиса даже удивилась сложности математических примеров для таких маленьких детей.

10 учеников. Первый по третий классы. Учатся вместе. 5 мальчиков, 5 девочек. Девочка без формы на фото — ей ещё рано в школу, но она всё-равно приходит. Учитель по имени Зак не местный. Выписан с главного острова.

Есть ещё одна учительница для дошкольников, местная. В трёх дошкольных классах ещё 12 учеников.

Куда после 3 классов? В поле? Нет, есть на острове старшая школа. Располагается только в другой деревне, самой большой на острове, человек на 200. Туда детей отправляют на 4-5 дней, на выходные обратно. То есть лет до 18 дети учатся.


 

Интересно упомянуть, что обучение проходит на английском языке. С одной стороны, это эхо колониальной эпохи. А с другой, убиваются сразу много зайцев. Все знают английский в совершенстве. Не нужно придумывать свои учебники и программы. Фиджийских языков и диалектов много, особенно с учётом разрозненности островов — а тут сразу и обучение всем доступно и общаться все смогут. В принципе, полная аналогия с Россией. В России несколько десятков достаточно развитых языков, и они являются государственными в республиках, но обучение на русском и знание русского не только обязательно, но полезно. Иначе жители многих соседних регионов не понимали бы друг друга и не могли бы учиться и работать в Москве, например.

Всего на острове в 4 деревнях 3 школы. 2 школы, начальная и старшая, в большой деревне, одна в самой маленькой, где мы. То есть вождь, о котором я так плохо отзывался, не зря каву пьёт, школу выбил.

 

И самое интересное. Почему школа — это наше всё в деревне. Школа — это не просто храм науки. Это самое большое здание в деревне. С солнечными батареями и водосборочной системой. А так же два дома для учителей. Тоже с батареями и сбором дождевой воды. Соответственно, у деревни появился неплохой источник электричества и чистая питьевая вода.

Каждый вечер люди могут смотреть кино на большом телевизоре. У многих уже есть какие-никакие смартфоны и планшеты. Постоянный источник воды был и раньше в виде пары ручьёв, но теперь ручьи перешли в категорию технической воды, а пьют дождевую.

Отдельно нужно упомянуть и учителей, как часть этого школьного рога изобилия. Учителя — это самые обеспеченные люди. По причине, что платят им из федерального бюджета страны. Звучит дико не только для российских реалий, но и для австралийских. Но всё логично. Единственный источник денег для людей на острове — это туристы и продажа рыбы, фруктов на большую землю. Количество туристов очень ограничено, а экспорт совсем не прост. А тут постоянная зарплата. И не только зарплата, но и дома. На фото может показаться, что ничего особенного, но по деревенским меркам — это пещера сокровищ Алладина. Телевизор, газовая плита, столы, просто светло и просторно. Где-то за кадром есть ещё стиральная машина, душ. Всего этого нет в остальной деревне. До фото обычных домов ещё дойдёт, и это будет совсем другая картина.

 

Очевидно, благодаря этим бонусам и учитель у них выписан с главного острова. В землянку бы Зак не поехал. В доме учителя мы не были. Он был не очень открыт. Думаю, не от желания поддерживать образ строгого учителя, а просто, не местный, на большой острове уже давно общинным строем не живут. А вот у учительницы Трисы мы были не раз. Ели, заряжали телефоны. Да и так там постоянно вертятся дети, родственники. Туристическое спальное бельё тоже там стирается. С одной стороны, она местная и помогает деревне, а с другой держится за работу. Если деревня ополчится против неё, могут и кого-то другого назначить в учителя. А вот Зак может себе позволить быть сам по себе. Приглашённая вип-персона. Но от него не ожидают очень много ещё и по той причине, что он холост, какой с него бытовой спрос. Но жених завидный. Скоро женится. На дочери владельца одного из курортов на острове. В деревне все о всех знают.

А вот Триса замужем. Причём за островитянином с Палау. Тоже необычная история. Путешествовал Джон, погостил на острове, да так и не уехал. Рыбачит здесь теперь. Степень продвинутости учительницы видна ещё и в том, что у неё всего двое детей. На островах не так всё запущено с размножением, как, например, в южноамериканских деревнях где рожают с 14 и до победного, но всё же детей пять часто есть. Кому-то пришлось отдуваться за учительницу ;). А вот сестёр-братьев у неё много. Одну из сестёр я видел, был удивлён — девочка лет десяти. То есть её родители ещё старой закваски. В общем, как показывает западный опыт, дай людям всё, они и вымрут.

 

 

 

Кораллы

В общем, первый полный день на острове удался. Но… От кораллов только заголовок. Ещё и ветер поднялся очень сильный. Местные поделились наблюдениями, что без ветра было бы очень жарко, и вообще такой ветер нетипичен для этого сезона. Но если уж ветер приходит, то на неделю. На мой вопрос, а как же кораллы, был получен очень неопределённый ответ, что в океане, конечно, не очень безопасно при таком ветре. В результате я рискнул лишь поплавать вечером на отмели в метр глубиной, и мой улов составил одну красивую рыбку и пару обычных.

Но на завтра был составлен план рубить концы. Есть два легкодоступных тура. Можно за $40 поехать на соседний остров буквально в километре. Он окружён кораллами. А можно за $100 на остров с пещерой. Кораллы, только кораллы. Если не кораллы, то кто.

No comments: